Николаевский цепной мост – имени Евгении Бош. История создания и интересные факты постройки первого моста в г. Киев через реку Днепр.

История одного моста -это цикл роликов о первом стационарном, киевском мосте через Днепр🌊
Построенный ирландцем по заказу российского императора, разрушенный поляками восстановленный большевиками, взорванный советскими войсками — такова краткая история Николаевского цепного моста через Днепр.
Начинался 18 век, первый каменны мост построится еще только через пол века а пока на обеих берегах Днепра ожидая на переправу, собирались длинные очереди из возов и экипажей . Несмотря на то что работало сразу 3-4 переправы причалы постоянно осаждались толпами ожидающих.

Постоялых дворов на переправах не было несмотря на это пассажиры могли перекусить и выпить чаю за столиками под зонтами.
Более основательно подкреплялись в торговых палатках («балаганах»), войдя в которые можно было всегда увидеть «дымящийся самовар посреди раскрасневшихся, улыбающихся физиономий», что служило верной приметой торговли водкой из-под прилавка.

На переправе не принято было спешить и суетиться. Люди отдыхали от тягот пути, варили уху на кострах, любовались красотой Лавры.

Богатые путешественники оставляли свои экипажи на попечение слуг, а сами отправлялись в Киев на лодках.
Так было быстрее, и сама переправа в челне чем-то напоминала приятную летнюю прогулку.

Люди разного звания и разнообразно одетые сидели на повозках и на возах или спокойно прохаживались.


Пассажиры перевоза составляли лишь часть здешней публики. Многие приезжали из города не по делу, а ради приятного речного воздуха и прогулок по роскошным заливным лугам нынешнего Гидропарка.

В теплые летние дни здесь собиралось пол-Киева. Гулянья прекращались лишь с наступлением темноты.
С наступлением холодов добираться на повозке или экипаже с одного на другой берег было сложнее а в непогоду просто невозможно, так как понтонный мост убирали а с наступлением зимы паромные переправы оказывались в плену у льда который намертво удерживал их возле берега.

Движение по старой Черниговской дороге останавливалось. Подвоз продуктов сокращался, цены подскакивали и волна дороговизны накрывала киевские базары в начале весны.

Но как только лед сходил, регулярное движение паромов возобновлялось. Время от времени река подбрасывала пассажирам сюрпризы. Самая обычная переправа через Днепр могла обернуться бедой.

Однажды такая переправа с 20 пассажирами и тремя повозками на борту едва не пошел ко дну только потому, что в упряжке оказались полтавские лошади, не привыкшие к «большой воде», и
одна из них сильно запаниковала среди реки. Прыгнув в воду она повисла передними копытами на пароме тем самым наклонив его на бок,


Не растерявшись паромщик ударил веслом, по ее повисшим копытам, она свалилась в воду и поплыла назад.

С каждый годом добираться с одного берега на другой становилось сложнее. И государство нуждалось в регулярном сообщении между Правобережной и Левобережной Украиной. Не смотря на все это строить мост не спешили. Левый берег был болотист и пустынен, и отсутствие моста только замедляло его освоение.
Режим Николая I в сущности пытался привести всё население к идеологическому паразитизму.
— Лидия Гинзбург, «Пушкин и Бенедиктов», 1936

Необходимость иметь в Киеве постоянный мост через Днепр стала очевидной и в 1829 г. император Николай І обратил на нее внимание киевской власти. И только через 4 года в июне 1833 г. киевский военный, подольский и волынский генерал-губернатор граф Левашов доложил государю, что постоянный мост,
по предварительным разработкам,
выполненным полковником корпуса путей сообщения А. Г. Шишовым, обойдется в 1 млн. 750 тыс. рублей.

Получив поддержку, Левашов 2 ноября 1834 г. сообщил ведомству путей сообщения, что весной 1835-го начнется прокладка шоссе по Панкратьевскому спуску вниз к набережной. А в следующем месяце Николай І поставил точку в обсуждении типа моста.

Учитывая все обстоятельства, он предварительно одобрил проект постоянного моста через Днепр, разработанный Шишовым, — с 17 арками, с проходами в 32 м, с береговыми устоями, возвышающимися на 2,55 м. Однако время шло, а обещанные графом Левашовым сроки прокладки шоссе к месту будущего моста не были выдержаны.

Подписаться на канал