Николаевский цепной мост – имени Евгении Бош. История создания и интересные факты постройки первого моста в г. Киев через реку Днепр.

Затянувшиеся строительство моста связано с двумя ключевыми фигурами того времени Павлом Петровичем Мельниковым и Пётром Андреевичем Клейнмихелем.
Если Мельников войдет в историю как отец основатель железных дорог Российской Империи то за Клейнмихелем закрепится репутация казнокрада и льстеца.
Вот что писал Валентин Пикуль в своей миниатюре “Приговорен только к расстрелу”
Клейнмихель едва терпел Мельникова за его прямоту и почти рыцарскую честность, презирал его за то , что этот человек, едва ли не главный создатель дороги, не сумел обогатить себя, а жил на свое жалование, часто вообще сидел без обеда, спал на охапке соломы, не имел даже одеяла, накрываясь как солдат, шинелью. Что бы он впредь не мозолил глаза жуликам, его справадили строить антрацитную железную дорогу в Донбасе.
Жуликом же в первую очередь писатель называл Клейнмихеля который наживался на государственных заказах.
Постройки, которые курировались Клейнмихелем, возводились относительно быстро, но обходились казне крайне дорого — подряды давались родственникам либо заинтересованным лицам на выгодных Клейнмихелю, но не выгодных правительству условиях.
Постройки Клейнмихеля сопровождались большим количеством смертей среди рабочих, что вызывало к нему всеобщую ненависть.
Нередки были бунты рабочих во время постройки железной дороги Петербург-Москва. Граф был «ославлен» поэтом Николаем Некрасовым в стихотворении «Железная дорога», где отмечается, что Николаевскую железную дорогу построил не «граф Пётр Андреич Клейнмихель», а русский народ.
После того как первые вагоны прибыли в Москву отправился и сам император, царица же побоялась ехать и осталась в столице.
Станций не было , телеграф дорогу не связывал и царь каждый день гонял в Петербург паровоз , что бы отправить жене письмо. Обратно паровоз доставлял любовные письма жены.
Но в переписке супругов образовался перерыв, обратный поезд не прибыл И Клейнмихель велел Мельникову отправить поезд на встречу. -Но связи между ними нет, поезда столкнуться -Ерунда! Увидят свет фонарей-сами остановятся
Понимая всю опасность, Мельников сам сел в московский поезд и выехал на встречу петербургскому.
Поезда встретились и машинисты действительно заметили свет встречных фонарей , но все это произошло на крутом повороте гкогда тормозить уже было поздно.
Как рассказывал сам Мельников :
-Последовал удар такой силы , что я растянулся на полу как лягушка,
Когда я выбрался первое что я увидел это машиниста разорванного пополам.Оба встречных локомотива поднялись на дыбы и ревели в открытые сирены будто звери сцепившиеся в поединке,
Машинист одного паровоза убит а кочегара выбросило вон, он остался жив на другом тендер раздавил машиниста и кочегара на паровом котле. Их никак небыли возможности вызволить и они мучались в неслыханных страданиях.
Такая была первая железнодорожная катастрофа в России.
Клейнмихель стремился предоставить исключительное право постройки в России железных дорог министерству путей сообщения, не допуская к этому частные компании.
По словам недоброжелателей, делалось это с целью создания дополнительных препятствий для постройки железных дорог в России вообще.
Клейнмихель постоянно доказывал императору, что России железные дороги были вовсе не нужны.
Вернемся же к Николаевскому цепному мосту – первому мосту через Днепр
Первому кому поручили разработку проекта моста через Днепр был Павел Петрович Мельников. Он лично выполнил проект деревянного моста через Днепр в Киеве (11 пролетов по 48,5 м каждый). Однако проект не был осуществлен по одной из версий из-за дороговизны по другой из-за его необычности.
Не исключено что к этому приложил свою руку Клейнмихель.
И угадайте кому следующему император поручает заняться мостом?
15 октября 1842 р. Николай 1, повелел немедленно заняться мостом генерал-адъютанту графу Клейнмихелю. Тот поручил проектирование 29-летнему инженер-капитану барону А. И. Дельвигу, отличившемуся на сооружении переправы через реку Кубань. и недавно переведенному на службу к Клейнмихелю. Получив 24 октября приказ, Андрей Иванович сразу же выехал в Киев, чтобы на месте ознакомиться с условиями. При составлении проекта моста Дельвиг делал промеры как в указанном ему месте у Панкратьевского спуска, так и ниже, где устраивался наплавной мост. Этому месту он отдавал предпочтение для сооружения постоянного моста.
В итоге Дельвиг подал Клейнмихелю план Днепра у Киева с пояснительной запиской, в которой изложил преимущества избранного им места.
Клейнмихель, прочитав пояснительную записку и выслушав пояснения Андрея Дельвига, согласился с его проектным решением и сказал, что доложит Николаю І. Однако государю, который любил в планировке прямые линии, представленный вариант не понравился.
Вторым отвергнутым проектом оказалась разработка А. Д. Готмана.
Государь тогда же высказался, что мост не следует строить с деревянными фермами, и было решено сделать железную висячую конструкцию.
И тем инженером, которому все же повезло построить Николаевский цепной мост , оказался Чарльз Виньоль.

Подписаться на канал